|
1. Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязатель- но при всех.
2. Благодарите учеников за их замечательных родителей.
3. Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники.
4. Отдельно благодарите пап – за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.
5. Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благо- дарственные письма.
6. Записи в дневнике любимого чада – самая больная тема для многих родителей. Как правило, запи-
си безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе.
А если тактику поменять и на-
чать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!
7. Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с
родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, – убедить роди- телей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.
8. Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда
вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими,
чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытря- хивать из них нужные суммы по мере необходимости.
9. Никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.
Не практикуйте ситуацию: “Чтобы завтра же родители были здесь!” –
ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учите-
ля и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...
10. Изучайте родителей (и других членов семьи) – их интересы, сферу профессиональной деятельнос-
ти, их методы воспитания – не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных
людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они ста- нут известны другим благодаря вашему искреннему интересу.
Учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.
11. К сожалению, сегодня родительское собрание – самая распространенная форма взаимодействия
учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги,
конференции, психолого-педагогические консультации? Что это – лень, нехватка времени или
профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присут- ствующих на собрании, – единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности
принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно сти- мулировать процесс привлечения родителей в школу.
•Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встре- чаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.
•Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите “мама Миши Петрова”. Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
•На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персо-
нально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд.
•Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента ва-
шей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проб- лем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то- то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...
•Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ре-
сурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за
советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребен-
ка в семье.
•Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас- иная точка зрения.
•При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.
•Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?
•Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выгово-
риться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.
•Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
•Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедни- чество.
•Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо
себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математи-
ке”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролиро- вать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
•Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда за- кончится “разбор полетов”, этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
•Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувст- вом родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?
Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезнен-
ным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршру-
ту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приве-
дет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и роди- тельские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее...
<< вернуться к списку наверх
|
|
|