|
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь до-
бился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрица-
тельно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, по-
рождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Де- фект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
- общее недоразвитие речи;
- нарушение процессов чтения и письма;
- нарушение памяти; - низкую концентрацию внимания;
- нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
Памятка для родителей.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
* поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
* правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
* проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
* на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреп- лению звукопроизношения проводить специальные занятия;
* проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свобод-
ного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и яв- ляется условием полноценного эмоционального развития.
Родителям важно знать:
- ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
- выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей про-
филактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связан- ных с недостатками речи детей;
- занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включа- ются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
- занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если
на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и ды-
хательных органов, то повторение их требуется не более 4—5 раз. Эти упражнения следует чередо- вать с другими видами работ;
- занятие не следует перегружать заданиями;
- на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выб- рать соответствующий комплекс упражнений;
- к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; ка-
кой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтени- ем и письмом.
читать дальше >>
<< вернуться к списку наверх
|
|
|