МОУ "Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары
на сайт школы №41   
 
 давайте знакомиться
 заслуги и достижения
 страничка для родителей
 страничка для ребят
 из опыта работы
 вести из класса
 достижения учеников
Из опыта работы
Внеклассное занятие «Будьте добрыми и человечными»
       Выполнила: Краснова Луиза Арсентьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41».
Оборудование: стенд «Как прекрасен этот мир!»
Эмблема класса «Звезда человечества».
Девиз занятия: «Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом»

     Ученик:
Хочется крикнуть людям: Будьте щедрей на ласку
                                          Путь человека труден-
                                          Мало похож на сказку.
                                          В мире без ласки, знайте,-
                                          Слезы, дожди, морозы.
                                          Взрослым и детям, знайте,-
                                          Ласка нужна, не угрозы.

     Разбор рассказа Л.Толстого «Лада».

     Учитель:
     Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Но ведь у всех вас за плечами хоть и небольшая, но жизнь. Но давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, а потом выскажем свои соб-
ственные взгляды.
     1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: «Стараясь о счастье других,
                      мы находим свое собственное счастье» (ученик показывает лозунг).
     2 ученик: Римский философ I в. до н.э. Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и
                      ищет во всем выгоды, не может быть счастлив» (демнонстрирует лозунг).
     3 ученик: Английский писатель Бентам в ХVIII веке утверждал: «Человек увеличивает свое счастье
                      в той мере, в какой он доставляет его другим»(лозунг).
     Учитель:
     Почему же все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: чело-
век, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эго-
ист- несчастлив? Правы они или нет? Вопрос открыт. Кажется, все наоборот; заботься только о самом себе, ни с кем не делись, «тяни на себя одеяло»- и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают… Но это великая иллюзия. Рассудите сами, если человек любит только себя, то он ведь никогда не будет иметь верных друзей, и как только придут жизненные испытания, он остается один, он будет отчаиваться и страдать.
     Этот разговор о доброте и взаимопомощи мы начали еще и потому, что знаем: теперь вокруг поне-
многу, словно подснежники после зимы, пробиваются ростки добра. И это радует. Милосердие, любовь к ближнему, доброжелательность, примеры внимания и любовь друг к другу - обо всем этом теперь пишут в газетах, говорят по радио и телевидению. Мы знаем имена жертвователей и добрые дела, ко-
торые они совершили. Какие акции милосердия, прошедшие в нашем городе или по всей России вы можете назвать?
     Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома;
     Выдающиеся музыканты проводят концерты, средства от которых перечисляют на благотворитель-
     ные цели;
     Вся Россия оказывает помощь, пострадавшим во время терракта в Беслане»;
     Когда трагически погибла атомная подлодка «Курск» ведь вся страна откликнулась на чужую боль;
(Конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
     Учитель:
     Все это достойно уважения, и, как говорится, вышло в историю. Но, как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявить человеколюбие? Если да, то как?
примеры заботы о младших братьях;
о престарелых соседях;
о субботниках по очистке школьной территории.

-А теперь посмотрим такую сценку.

Автор:      Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик:  Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор:      Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик:  У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Атор:        Дед от простуды лечиться, лекарство дать велит.
Мальчик:  Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор:      Дома Наташка мечется, гуляй, мол с ней с утра!
Мальчик:  Она не человечество, а младшая сестра!
                 Когда судьбой назначено, Вселенную спасти,
                 К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор:      Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик:  У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор:      В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестра:    Я тоже человечество, и мне гулять пора!
     Учитель: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете? (учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями).
     Учитель:
     Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарнос-
ти, но, не получив последних, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе. Бывает такое? Быва-
ет. Но тут эти огорчения не совсем правомочны. Все дело в том, что, критикуя кого-то в чем-то, никог-
да не стоит забывать и о самом себе. Как ты сам ведешь себя в подобных ситуациях? Ведь кто из нас, положа руку на сердце, скажет, что он сам, встречал людей, которых должен был бы поблагодарить за только что оказанную помощь, не забывая об этом. Ага, то-то и оно! А что думают об этом филосо-
фы Сенека и Марк Аврелий?
     1 ученик: (строгим голосом цитирует Сенеку).
Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжения?
     2 ученик: (цитирует Марка Аврелия).
- Когда ты сделал кому-то добро и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?
     Учитель: - Увы, философы считают, что сознание сделанного добра- это уже награда для челове-
ка. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь?
- Но наверное, у всех у вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним, спеши-
те ли к ним на помощь в трудную минуту, или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений? Что вы цените в них прежде всего?
(все высказываются.)


читать дальше >>

<< вернуться к списку                      наверх 
 
 
Адрес школы: Шумилова,33 т.55-65-88                            Создание сайта: Светлана Сорокина /Svetlana Sorokina/ weta1@yandex.ru  
 
Используются технологии uCoz