|
Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой – а ведь Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а кто-то должен это-
му учить. Как уговорить 30 человек, а может быть и больше действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим учите- лем и помнить основные принципы преподавания.
1. Дело не в вас – дело в учениках. Некоторые учителя думают, что их задача – наполнять своими
знаниями пустые головы учеников. Неверное представление. Лучшие учителя считают своим дол- гом задавать себе вопрос не «Что я сегодня расскажу?», а «Что будут изучать мои ученики?».
2. Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы
учите – их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что они уже зна- ют, а чему им нужно учиться?
3. Учитесь создавать комфортную обстановку на уроке. Забота о создании эмоциональной, интел-
лектуальной и психологической благоприятной обстановки для обучения должна быть ежедне- вной.
4. Заражайте учеников энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим
учителем не мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом, процессом препо- давания.
5. Имейте право на незнание. Дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять, что сами еще учитесь.
6. Познай самого себя. Ты учишь тому, какой ты есть, привнося в преподавание свой взгляд на мир, свои идеалы.
7. Повторяйте важные положения. Важно, оставаясь последовательным, избегать предсказуемости и скуки, повторяйтесь каждый раз по разному.
8. Учитесь задавать хорошие вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование
начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них – « почему». Луч- ший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.
9. Перестаньте все время говорить – научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог.
10. Дайте возможность вашим ученикам учить друг друга. Вы не единственный, у кого ваши ученики могут чему-либо научиться. Они учатся также у своих сверстников и на личном опыте.
11. Никогда не прекращайте учить. Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока.
<< вернуться к списку наверх
|
|
|