МОУ "Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары
на сайт школы №41   
 
 давайте знакомиться
 заслуги и достижения
 страничка для родителей
 страничка для ребят
 из опыта работы
 вести из класса
 достижения учеников
Страничка для родителей
Как помочь ребенку запомнить написание
словарных слов
       Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
     Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и напи-
сание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколь-
ко лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?
     Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
     Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превраща-
ется в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проб-
лемы среднего звена, а далее...
     Предлагаем вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе ре-
чевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.
     Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

     Для запоминания слов использовать следующие задания.

1.   Чтение слова ребенком.
2.   Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользо-
      ваться словарем).
3.   Орфографическая работа над словом:
    - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
    - звукобуквенный анализ слова,
    - деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4.   Заучивание правописания данного слова:
    - подбор однокоренных слов,
    - составление словосочетания, предложения с этим словом,
    - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5.   Запись слова в орфографический словарик. Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка прого-
      ворить, как он будет писать словарные слова.
6.   Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7.   Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает назва-
      ния этих предметов).
8.   Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9.   Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды -
      огород).
11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    - по родам;
    - по числам;
    - по склонениям;     - с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
    - с непроверяемой и проверяемой гласной;
    - одушевленные или неодушевленные предметы;
    - по тематике (например: "Город" и "Деревня");
    - по частям речи;
13. Выписать из данных слов:
    - слова, состоящие из двух, трех слогов;
    - слова с Й;
    - слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы,
      выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.
17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и,
      огурцы, помидоры, горох, корзины).
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая
      асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир,
      ба...ейн).
27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв -
      антракт, врач - хирург, друг - товарищ).
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными слова-
      ми (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно
      купить...).


<< вернуться к списку                      наверх 
 
 
Адрес школы: Шумилова,33 т.55-65-88                            Создание сайта: Светлана Сорокина /Svetlana Sorokina/ weta1@yandex.ru  
 
Используются технологии uCoz