|
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным ат- рибутом ученика начальной школы.
1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться од-
ной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные це- ли и задачи ведения портфолио в начальных классах.
2. Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собствен- ных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы,
склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеаль- ный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав ос-
новной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раз-
дел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" дол- жен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
3. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возмож-
ностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важ-
но усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой рабо- те, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует счи-
тать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жиз- ненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образ-
ца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возмож-
ность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего сто-
ит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документаль- но подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для "борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими "административными перекосами" существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!
5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
5.3. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контакт- ную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
• "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
• "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о сво- ей семье.
• "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
• "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
• "Мои увлечения" -
небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортив-
ной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образо- вания.
• "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
• "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, постро- енные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о про- читанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
читать дальше >>
<< вернуться к списку наверх
|
|
|