МОУ "Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары
на сайт школы №41   
 
 давайте знакомиться
 заслуги и достижения
 страничка для родителей
 страничка для ребят
 из опыта работы
 вести из класса
 достижения учеников
Страничка для родителей
Портфолио ученика начальной школы
       Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным ат-
рибутом ученика начальной школы.

1. С чего начать? Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться од-
ной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные це-
ли и задачи ведения портфолио в начальных классах.

2. Цели и задачи. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собствен-
    ных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному
    познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие
    мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы,
    склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеаль-
    ный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
     Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав ос-
новной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раз-
дел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" дол-
жен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
     Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

3. Главное не победа, главное - участие! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возмож-
ностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важ-
но усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой рабо-
те, а не его результат.
     Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует счи-
тать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жиз-
ненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? Жестких требований (государственного образ-
ца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возмож-
ность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего сто-
ит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документаль-
но подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для "борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими "административными перекосами" существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!

5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

5.3. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

     Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контакт-
ную информацию и фото ученика.
     Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

     Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
• "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и
    носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том,
    что она означает.
• "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о сво-
    ей семье.
• "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно
    разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на
    ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
• "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. • "Мои увлечения" -
    небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортив-
    ной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образо-
    вания.
• "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
• "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, постро-
    енные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные
    предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и
    нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

     В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о про-
читанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.


читать дальше >>

<< вернуться к списку                      наверх 
 
 
Адрес школы: Шумилова,33 т.55-65-88                            Создание сайта: Светлана Сорокина /Svetlana Sorokina/ weta1@yandex.ru  
 
Используются технологии uCoz