МОУ "Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары
на сайт школы №41   
 
 давайте знакомиться
 заслуги и достижения
 страничка для родителей
 страничка для ребят
 из опыта работы
 вести из класса
 достижения учеников
Из опыта работы
Открытый урок во 2 классе по чтению
       Разработала: Краснова Луиза Арсентьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41».
     Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих произведений:
1. русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер»;
2. стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня»;
3. стихотворения А. С. Пушкина «Ветер»;
4. стихотворения М. Исаковского «Ветер»;
5. картины художников А. Рылова «Зеленый шум» и И. Левитана «Свежий ветер. Волга»;
6. музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года».

     Цель урока:
1) на основе анализа данных произведений поэтов, художников, музыкантов дать сравнительную ха-
    рактеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведений;
2) развитие связной устной литературной речи детей.

     Учитель:
     Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычному образу про-
изведений, который часто встречается и в устном народном творчестве (в сказках), и в поэзии (в сти-
хах), и в прикладном творчестве (в картинах художников), и в музыкальных произведениях наших и зарубежных композиторов.
     Это сила природы, которой преклонялись язычники, т.е. люди, верившие в существовании несколь-
ких богов. О чем же идет речь?
     Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознатель-
ный … и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный …
     Ученики: Это ветер.
     Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорим об образе ветра у разных талантов: у поэтов, у худож-ников, музыкантов.

     Работа с учебником – изучение нового материала.
1.    Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» (читают дети).
2.    Разбор и анализ произведения по вопросам.
     - Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер? (ответы детей).

     Учитель:
- Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображе-
   ны спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее?
- Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?
     Признаки древности:
а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетво-
    рения;
б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову;
в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее»,
    «за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех
    больше» … .
     Признаки современности:
а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со
    стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он. Т.е. сказка ро-
    дилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся си-
    лам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с
    идолами и священными деревьями (тотемные деревья).
     Значит, эта сказка родилась на много позже, хотя и современной назвать её нельзя. Если мы обра-
тимся к вашим рисункам (они на доске, где вы показали ленту времени, начиная с пещерных записей, то к какому времени вы бы отнесли эту сказку?
     (ответы детей) – обобщение учителя.
     - Тебе понравился выбор старика?
Он выбрал ветер. Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы согласны с этим выбором. До-
кажите свое мнение (ответы детей).
     3. Обобщение учителя.
     Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер …

     Чтение, разбор и анализ стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня».

     Учитель: А теперь, давайте, обратимся к поэзии, как поэты изображают этот образ.
1.   Чтение детей;
2.   Ответы на вопросы:
- Сколько нянек позвала мать к сыну?
- 3. Кого? Солнце, ветер и орла.
- А почему 3?
- Согласно сказочной логике, нянек 3, поскольку это волшебное число, обеспечивающее благополуч-
  ные отношения с волшебным миром.
     Мы с вами говорили, что у многих народов мира некоторые числа имели особый смысл – считались священными, сакральными. По представлениям наших предков, сакральными становились прежде все-
го те цифры, которые связаны с их древними представлениями об устройстве мира: число 3 – три мира (верхний, средний (светлый), нижний).
- Почему мать зовет Солнце и ветер?
- Это те силы, от которых человек находился в зависимости. Об этом с вами только что говорили, когда
  анализировали сказку. Мать хочет, чтобы её ребёнка покровительствовали, защищали именно эти
  могущественные силы, принося здоровье, смелость, …
- А почему орла?
- Орёл – тотемная птица, мощная, сильная, независимая, свободно парящая в воздухе. Мать желает
  своему дитя такого же здоровья, силы, мужества …
- почему в песне говорится больше о ветре?
1)   ветер – самая мощная из стихий;
2)   ветер – оказался самой хорошей няней, убаюкивающей, успокаивающей…
- А можно ли спеть эту колыбельную?
- Она мелодична? (Да).
- Произведения каких жанров фольклора можно спеть или пропеть под музыку? (частушки, потешки, прибаутки).


читать дальше >>

<< вернуться к списку                      наверх 
 
 
Адрес школы: Шумилова,33 т.55-65-88                            Создание сайта: Светлана Сорокина /Svetlana Sorokina/ weta1@yandex.ru  
 
Используются технологии uCoz