|
Разработала: Краснова Луиза Арсентьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41».
Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих произведений:
1. русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер»;
2. стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня»;
3. стихотворения А. С. Пушкина «Ветер»;
4. стихотворения М. Исаковского «Ветер»;
5. картины художников А. Рылова «Зеленый шум» и И. Левитана
«Свежий ветер. Волга»;
6. музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года».
Цель урока:
1) на основе анализа данных произведений поэтов, художников, музыкантов дать сравнительную ха- рактеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведений;
2) развитие связной устной литературной речи детей.
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычному образу про-
изведений, который часто встречается и в устном народном творчестве (в сказках), и в поэзии (в сти- хах), и в прикладном творчестве (в картинах художников), и в музыкальных произведениях наших и зарубежных композиторов.
Это сила природы, которой преклонялись язычники, т.е. люди, верившие в существовании несколь- ких богов. О чем же идет речь?
Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознатель- ный … и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный …
Ученики: Это ветер.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорим об образе ветра у разных талантов: у поэтов, у худож-ников, музыкантов.
Работа с учебником – изучение нового материала.
1. Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» (читают дети).
2. Разбор и анализ произведения по вопросам.
- Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер? (ответы детей).
Учитель:
- Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображе- ны спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее?
- Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?
Признаки древности:
а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетво- рения;
б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову;
в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее»,
«за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех больше» … .
Признаки современности:
а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со
стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он. Т.е. сказка ро-
дилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся си-
лам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с идолами и священными деревьями (тотемные деревья).
Значит, эта сказка родилась на много позже, хотя и современной назвать её нельзя. Если мы обра- тимся к вашим рисункам (они на доске, где вы показали ленту времени, начиная с пещерных записей, то к какому времени вы бы отнесли эту сказку?
(ответы детей) – обобщение учителя.
- Тебе понравился выбор старика?
Он выбрал ветер. Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы
согласны с этим выбором. До- кажите свое мнение (ответы детей).
3. Обобщение учителя.
Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер …
Чтение, разбор и анализ стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня».
Учитель: А теперь, давайте, обратимся к поэзии, как поэты изображают этот образ.
1. Чтение детей;
2. Ответы на вопросы:
- Сколько нянек позвала мать к сыну?
- 3. Кого? Солнце, ветер и орла.
- А почему 3?
- Согласно сказочной логике, нянек 3, поскольку это волшебное число, обеспечивающее благополуч- ные отношения с волшебным миром.
Мы с вами говорили, что у многих народов мира некоторые числа имели особый смысл – считались священными, сакральными. По представлениям наших предков, сакральными становились прежде все-
го те цифры, которые связаны с их древними представлениями об устройстве мира: число 3 – три мира (верхний, средний (светлый), нижний).
- Почему мать зовет Солнце и ветер?
- Это те силы, от которых человек находился в зависимости. Об этом с вами только что говорили, когда
анализировали сказку. Мать хочет, чтобы её ребёнка покровительствовали, защищали именно эти могущественные силы, принося здоровье, смелость, …
- А почему орла?
- Орёл – тотемная птица, мощная, сильная, независимая, свободно парящая в воздухе.
Мать желает своему дитя такого же здоровья, силы, мужества …
- почему в песне говорится больше о ветре?
1) ветер – самая мощная из стихий;
2) ветер – оказался самой хорошей няней, убаюкивающей, успокаивающей…
- А можно ли спеть эту колыбельную?
- Она мелодична? (Да).
- Произведения каких жанров фольклора можно спеть или пропеть под музыку? (частушки, потешки, прибаутки).
читать дальше >>
<< вернуться к списку наверх
|
|
|