МОУ "Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары
на сайт школы №41   
 
 давайте знакомиться
 заслуги и достижения
 страничка для родителей
 страничка для ребят
 из опыта работы
 вести из класса
 достижения учеников
Из опыта работы
Десять советов молодому учителю
       Совет первый.
     Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, мес-
том, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, мож-
но сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоин-
ство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одол-
жение.

     Совет второй.
     Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на во-
оружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.

     Совет третий.
     Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Рас-
ширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

     Совет четвертый.
     Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нуж-
ны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. За-
меть: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

     Совет пятый.
     Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в на-
стоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда не-
сбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пи-шется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «осве-
житься» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.

     Совет шестой.
     Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день гово-
рю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.

     Совет седьмой.
     Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобид-
ные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..

     Совет восьмой.
     Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий ак-
тер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естес-
твеннее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

     Совет девятый.
     Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торже-
стве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогатель-
ную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальст-
во, и даже не твои коллеги и друзья.

     Совет десятый.
     Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она форми-
руется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об ин-
тернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Пом-
ни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравствен-
ная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стерео-
типов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.
     И наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляци-
онного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам! (Семен Рувимович Богуславский)


<< вернуться к списку                      наверх 
 
 
Адрес школы: Шумилова,33 т.55-65-88                            Создание сайта: Светлана Сорокина /Svetlana Sorokina/ weta1@yandex.ru  
 
Используются технологии uCoz