|
Выполнила: Краснова Луиза Арсентьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41».
Научный руководитель: доцент кафедры Д и НО кандидат педагогических наук Кондратьева Е.П.
Проблема: Недостаточная познавательная активность детей на уроках русского языка.
Цель проекта: выявить наиболее оптимальные средства активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Задачи проекта:
1. Выявить специфические особенности развития познавательной деятельности младших школь- ников.
2. Отобрать наиболее эффективные средства активизации познавательной деятельности и дать их краткое описание.
3. Проанализировать передовой педагогический опыт лучших учителей и личный опыт работы по данной проблеме.
Конечный продукт:
Перечень оптимальных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках рус- ского языка в 3 классе.
Предполагаемый результат:
Повышение качества знаний учащихся по русскому языку.
Содержание
Глава I. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников.
1.1. Сущность познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения рус- скому языку.
1.2. Философский подход к развитию познавательной деятельности.
1.3. Приемы активизации познавательной деятельности.
1.4. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школь- ников.
Глава II. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятель- ности.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников.
Сущность познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения русскому языку.
Познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколе-
ния к жизни. Деятельность эта особая, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятель- ностью. Человек, лишенный систематического учения в школьные годы,- бедный человек, лишенный полноценного развития своего сознания, восприятия мира, освоения духовных ценностей народа.
Познавательная деятельность школьника в современном обществе представляет собой соверша- емую деятельность подрастающего поколения, назначение которой определено государством. Таким образом, эта деятельность особая и ее социальное назначение очень существенно.
В соответствии с социальным статусом познавательной деятельности осуществляется ее педагоги- ческая инструментовка, которая предусматривает динамику развития по возрастам, усложнение ее по всем параметрам: задачам, содержанию, способам выполнения, результатам.
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально- педагогические основы, стоит его личность, ее сознание, ее отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам, учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, собственно и состоят отличительные особенности учения в школьные годы, которое, находясь в зависимости от социальных целей, от орга- низации и направления его учителем, в то же время не утрачивает своего субъективно - личностного основания.
Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый, в иных – твор-
ческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат – на характер приобретаемых знаний, умений, навыков. От того, насколько сознательно, творчески, с же-
ланием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышле- ния, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в обучении. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникаю- щий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её на последующее решение различных задач.
1.2 Философский подход к развитию познавательной деятельности.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В са-
мых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворенья которой немыслимо его благополучное формиро- вание.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривал новую школу как источ-
ник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радост-
ной обстановки обучения. Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окру-
жающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребёнку обучение.
К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И.Ф. Герберт, признавая имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребёнку.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является за-
нимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей бо- гатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
1.3. Приёмы активизации познавательной деятельности.
Если спросить любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он бу-
дет учиться. В ответ услышим, что получать каждый из них намерен только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Пер-
вое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, кото- рый определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходиться наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гас-
нет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Ребёнок с первых лет обучения может тяготиться школой, учителя должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходи- мым, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Но в чём именно? Ребёнок рисует, продуктом его труда является рисунок – домик, лошадка; лепит, результат действия – грибок, зайчик.
Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует на-
учными понятиями, усваивает их. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных поня- тий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.
Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это показатели изменений, происшедших с учеником: он научился пра-
вильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, т.е. мотивы собствен-
ного роста, собственного совершенствования. Если удаётся сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняю-
щего задания учителя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобрете- ние информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Задача учителя – научить ребёнка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её за отдель-
ными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значить ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить ка- кое-то конкретное задание.
В той ситуации, которую переживает наше образование, каждый учитель испытывает особую пот-
ребность в надёжных педагогических технологиях. И это понятно, поскольку любая технологическая технология отвечает на вопрос: как добиться результата? Нет смысла доказывать, что технологичес-кий подход к обучению – веление времени. Ибо педагогические технологии в конечном счёте – это современный педагогический поиск активизации познавательной активности ребят, формирование творческой личности.
читать дальше >>
<< вернуться к списку наверх
|
|
|